Анкета "Ваш уровень ораторского мастерства"


"Следующая анкета поможет Вам идентифицировать особенности Вашего стиля общения с аудиторией, помогающие или мешающие Вам донести свои идеи до слушателей."



Задание. Вспомните те случаи из вашей жизни, когда вы успешно выступили перед собравшейся аудиторией. Представьте эти ситуации и прокомментируйте каждое из приведённых ниже утверждений как "да" "нет", "иногда".

Утверждение
Ответ
1. Во время выступления я обычно стараюсь «публично мыслить», чтобы слушатели следили за ходом моих рассуждений.
Да
2. В своих выступлениях я, как правило, сопоставляю противоположные точки зрения, факты, концепции.
Иногда
3. В процессе аргументации я обычно ввожу заведомо абсурдное утверждение, приписав его реальному или возможному оппоненту.
Иногда
4. Я часто применяю проблемную подачу тезиса, например, в форме вопроса.
Да
5. Для выступления я выбираю наиболее убедительные и красноречивые аргументы, отбрасывая все менее значительное (оптимальное количество аргументов равно 3).
Иногда
6. Когда я хочу донести свои идеи до слушателей, я свято верю в них сам.
Да
7. С самого начала я завоёвываю доверие аудитории.
Нет
8. Во время выступления я чувствую лёгкое волнение и энтузиазм. 
Да
9. Для того, чтобы вызвать эмоциональное сопереживание аудитории, я провожу анализ материальных и духовных интересов слушателей. 
Иногда
10. Я чётко ориентируюсь в системе ценностей конкретной аудитории и апеллирую только к весомым для неё ценностям.  
Нет
 11. Начиная своё выступление, я использую зачин ("крючок") для актуализации внимания аудитории.
Нет
 12. Уже во вступлении я чётко формулирую основную мысль (тезис) моего выступления.
Иногда
 13. В течение всего выступления я несколько раз посторяю тезис (основную мысль).
Да
 14. Во вступлении я отвечаю на немой вопрос слушателей "А какое отношение это имеет ко мне?"
Да
15. В выступлениях на историческую или биографическую тематику я последовательно перехожу от одной микротемы к другой.
Нет
16. С целью активизации мыслительной деятельности слушателей я использую проблемную постановку вопроса.
Да
17. В положительно настроенной аудитории я приберегаю самый сильный и веский аргумент напоследок.
Да
18. В заключении я чётко обобщаю всё вышесказанное.
Иногда
19. В заключительных словах моего выступления я эмоционально обращаюсь к аудитории.
Да
20. Я связываю конец моего выступления с началом. 
Да
21. При перечислении фактов я использую слова-организаторы: во-первых, во-вторых и т.д..
Да
22. В начале своей речи я использую клише типа "для начала".
Да
23. В конце выступления я использую выражения типа "подводя итоги...", "суммируя вышесказанное..." и т.д.
Нет
24. В начале моего выступления я называю основные положения, которые я собираюсь развивать в основной части моего доклада.
Нет
25. В заключительной части моего выступления я ещё раз перечисляю основные положения моего доклада.
Нет
26. Если моё выступление является частью серии выступлений по одной теме, то я делаю ссылки на свои предыдущие выступления.
Да
27. Если я собираюсь выступить по этой же теме ещё раз, то я непременно упомяну об этом в своём выступлении.
Нет
28. В своей речи я прибегаю к различным повторам (тождественным, синонимическим, перифрастическим).
Да
29. Во время выступления я пользуюсь выражениями типа "как мы знаем", "как мы помним", "что мы знаем" и т.д.
Да
30. Во время выступления я пользуюсь выражениями типа "забегая вперёд, скажу", "как будет указано далее" и т.д.
Иногда
31. Когда я выступаю перед аудиторией, я поддерживаю зрительный контакт со слушателями.
Иногда
32. Во время выступления выражение моего лица меняется в зависимости от эмоциональной насыщенности доклада.
Да
33. Я использую жесты для иллюстрации моих мыслей.
Иногда
34. Во время выступления я меняю положение моего тела в соответствии с тем, что говорю (я могу потянуться, сесть, нагнуться, повернуться к залу спиной и т.д.).
Иногда
35. Во время выступления я двигаюсь по сцене. 
Иногда
36. Если я перехожу от одной подтемы моего выступления к другой, я меняю положение моего тела или своё месторасположение по отношению к аудитории. 
Иногда
37. Если я хочу привлечь внимание аудитории к какому-либо предмету, находящемуся в зале, я использую указательный жест.
Да
38. Если я хочу активизировать внимание аудитории, я "иду в массы".
Иногда
39. Перед началом выступления я делаю паузу и, улыбаясь, окидываю взглядом слушателей, если это не противоречит теме моего доклада.
Да
40. Общаясь с аудиторией, я сохраняю "открытую" позу.
Да
41. Я моделирую громкость голоса в зависимости от количества слушателей.
Нет
42. Я принимаю во внимание темп моей речи. Он не должен превышать 120 слов в минуту.
Иногда
43. Я замедляю темп речи на важных моментах своего выступления.
Нет
44. Ключевые положения выступления я выделяю голосом.
Да
45. Для активизации внимания зала я варьирую свои голосовые параметры.
Иногда
46. Я могу говорить в разных голосовых регистрах с одинаковой лёгкостью.
Да
47. Если я хочу привлечь внимание аудитории, я делаю паузу.
Да
48. Перед тем как сформулировать тезис, я обязательно сделаю паузу.
Да
49. Я чётко артикулирую слова своего выступления, не позволяю себе проглатывать части слов.
Нет
50. Если я замечаю, что слушатели начинают отвлекаться, я могу понизить громкость моего голоса с целью восстановления их внимания.
Иногда
51. Для подтверждения высказанных теоретических положений я привожу фактический материал.
Иногда
52. В целях экономии времени в течение выступления я подбираю яркие факты, которые могут заменить часть рассуждений.
Нет
53. Я подбираю фактический материал таким образом, чтобы он был близок и понятен слушателям, соотносился с их образовательным уровнем и интересами.
Да
54. Я использую примеры из личной жизни, чтобы вызвать эмоциональное сопереживание аудитории.
Да
55. В своих выступлениях я избегаю таких общих фраз, как "некоторое количество", "очень многие учёные", "большая сумма".
Иногда
56. Я всегда использую цифровой материал в сравнении, в сопоставлении с прошлым или планируемым. 
Иногда
57. В ходе выступления я не использую более трёх цифр подряд без применения наглядных пособий.
Нет
58. Если я хочу раскрыть динамику анализируемого явления, то я использую график или диаграмму.
Иногда
59. Для того, чтобы цифры лучше воспринимать на слух, я их округляю.
Да
60. В выступлении я "рисую" словесные картины, чтобы аудитория не только слышала, но и "видела", как разворачиваются перед их мысленными взорами положения моей речи. Для этого я использую такие фразы, как "представьте себе, что у вас...", "предположим, что вы..." и т.д.
Нет
Общая сумма ответов да/нет/иногда
26/14/20

Интерпретация результатов: Добавьте 2 балла за каждый ответ "да", 1 балл за каждый ответ "иногда", 0 баллов за каждый ответ "нет". Подсчитайте общую сумму баллов для всей анкеты. 
Общая сумма — 72 балла. 

79-60 баллов. Вы встречаетесь с определёнными трудностями при попытке донести свои идеи до собеседника. Работая над изложенными в книге приёмами, Вы устраните эти препятствия и усилите позитивные стороны Вашего стиля общения". 

Источник: Уроки ораторского мастерства: учебно-методическое пособие / С.П. Хорошилова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 138с. [с. 95-99]же


By CAMOMILE

Комментарии

  1. Hello, Dasha!

    It was interesting to know how you filled in the questionnaire. And I hope you will do your best to master your skills and improve your speaking skills in particular, especially now when you find out your stronger and weaker sides!

    Good luck!

    ОтветитьУдалить
  2. Dasha, you need to be as honest as possible to complete this task successfully, and you did it. Well done!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения